А
  • Абсорбция
    Абсорбция
    — растворение газов в жидкостях. Иногда относится также к абсорбции газов жидкостями.
  • Алкилат (алкилбензин)
    Алкилат (алкилбензин)
    — широкая бензиновая фракция, состоящая практически полностью из изопарафиновых углеводородов; имеет октановое число 90-95 по моторному методу; применяю в качестве высокооктанового компонента бензинов.
  • Антистатическая присадка
    Антистатическая присадка
    — присадка, которая повышает электрическую проводимость углеводородного топлива и ускоряет распространение электростатического заряда во время быстрого перемещения топлива, понижая пожаровзрывоопасность.
  • Антифризы
    Антифризы
    — охлаждающие низкозамерзающие жидкости, применяемые в системах охлаждения двигателей машин с водяным охлаждением; используют водные растворы этиленгликоля с добавлением присадок; в зависимости от содержания этиленгликоля получают жидкости с различной температурой замерзания; выпускается а. марки «Тосол» (ТУ 88 Украины 264-08-93), цифра после названия указывает на содержание этиленгликоля в воде (% объем.).
  • Ароматические углеводороды
    Ароматические углеводороды
    — класс углеводородов, содержащих бензольные ядра; а.у. обладают высокими антидетонационными свойствами, термической и химической стабильностью; применяют в качестве компонентов при изготовлении моторных топлив.
Б
  • Базовое масло (BASE STOCK)
    Базовое масло (BASE STOCK)
    — основа товарных смазочных масел, изготовленного отдельным производителем.
  • Базовое масло основа (BASE OIL)
    Базовое масло основа (BASE OIL)
    — основа товарных смазочных масел, изготовленного отдельным производителем.
  • Барель
    Барель
    — единица измерения объема нефти и нефтепродуктов: 1 барель = 42 американских галлона (прибл.), или 159 литров (прибл.); 7.3 бареля = 1 тонна (прибл.); 6.29 барелей = 1 куб.м.
  • Бензины
    Бензины
    — жидкие нефтяные топлива, выкипающие в интервале температур 28 - 215°С и предназначенные для применения в двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением;
  • Бензол
    Бензол
    — простейшее соединение класса ароматических углеводородов; лучший растворитель всех соединений, содержащихся в нефти и ее фракциях; смешивается в любых соотношениях с бензином, керосином, минеральными маслами, скипидаром и т.п.;слабо растворим в воде и нерастворим в глицерине; ядовит.
  • Битумы нефтяные
    Битумы нефтяные
    — смесь высокомолекулярных углеводородов и асфальто–смолистых веществ, содержащих соединения серы, кислорода и азота; б.н. производят из остатков перегонки нефтей, крекинга и очистки масла (см. приложение 1,2); в зависимости области применения б.н. подразделяются на: •дорожные – для строительства и ремонта дорожных покрытий, подразделяются на вязкие ( марки серии БНД и БН, ГОСТ 22245) и жидкие (марки серии СГ и МГ, ГОСТ 11955); •строительные – для различных объектов строительства, подразделяются на строительные ( марки серии БН, ГОСТ 6617), кровельные ( марки серии БНК, ГОСТ 9548) и изоляционные ( марки серии БНИ, ГОСТ 9812); •специальные – различного назначения, подразделяются на б. н. для лакокрасочных покрытий (марки Б, В, Г) и б. н. для заливочных аккумуляторных мастик; •высокоплавкие смягчители – для применения в резинотехнической, шинной и др. отраслях промышленности (марки серии А).
В
  • Вспениваемость масла
    Вспениваемость масла
    — свойство масла образовывать пену под действием вращающихся деталей механизмов; обусловлена наличием в масле поверхностно-активных веществ; в.м. ухудшает смазывающие свойства масел и их стабильность, снижает надежность работы механизмов, повышает коррозионную активность масла; определяется по ГОСТ 21058; для снижения в.м. добавляют антипенные присадки.
  • Вязкость нефтепродуктов
    Вязкость нефтепродуктов
    — свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению, обусловленное внутренними молекулярными взаимодействиями в движущейся среде. Динамическая в. – физическая константа; определяется в капиллярных или ротационных вискозиметрах (ГОСТ 1929) и измеряется в паскаль-секундах (Па.· с) или в пуазах (П). 1П = 0,1Па.· с. Кинематическая в. – является отношением динамической вязкости к плотности жидкости при той же температуре (ГОСТ 33) и имеет размерность м2/с, мм2/с или 1мм2/с = 10-6м2/с = 1сСт (сантистокс); в зарубежной практике кинематическая вязкость выражается также в универсальных секундах Сейболта (SUS), секундах Рейдвуда (R) и др. Условная вязкость. – отношение времени истечения определенного количества испытуемого нефтепродукта при заданной температуре из вискозиметра Энглера ко времени истечения дистиллированной воды в тех же условиях и выражается в условных единицах (ВУ) или градусах Энглера (оЕ) (ГОСТ 6258).Перевод вязкости, выраженной в различных единицах, проводится по специальным таблицам.
Г
  • Гидрокрекинг
    Гидрокрекинг
    — процесс переработки нефти и ее продуктов, сочетающий деструкцию и гидрирование сырья; Г. проводится при т-рах 350-450°С, давлении 30-140 атм. в присутствии катализаторов (платины, молибдена, никеля, вольфрама); в зависимости от условий процесса и типа сырья можно получать: из бензина – сжиженный газ; из керосиновых фракций, вакуумных дистиллятов и остаточных компонентов нефти – бензины, реактивные и дизельные топлива; из газа и парафина – высокоиндексные масла и т.д.; Г. применяют в производстве бензинов, реактивных и дизельных топлив, при этом выход светлых нефтепродуктов возрастает до 70% от нефти, а содержание в них серы и непредельных углеводородов снижается до минимума.
  • Горючесть нефтепродуктов
    Горючесть нефтепродуктов
    — по ГОСТ 12.1.044-89 нефть и нефтепродукты относятся к группе горючих веществ и в зависимости от т-ры вспышки подразделяются на легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) – с т-рой вспышки 61oС и ниже и на горючие жидкости (ГЖ); ЛВЖ с т-рой вспышки 28 oС и ниже считаются особо опасными. При разработке нефтепродуктов определяются также другие показатели пожаровзрывоопасности (т-ра самовоспламенения, область воспламенения, т-рные пределы воспламенения, взрывоопасная концентрация паров в смеси с воздухом, предельно допустимая концентрация паров в воздухе и др.)
  • Гудрон
    Гудрон
    — черная смолистая масса разной консистенции, остающаяся после отгонки от нефти легких и большей части масляных фракций; выход г. из разных нефтей составляет 15-30%; г. является сырьем для производства битумов.
Д
  • Депрессор температуры застывания
    Депрессор температуры застывания
    — присадка, используемая для понижения температуры застывания или улучшения низкотемпературной текучести нефтепродуктов.
  • Детергент
    Детергент
    - вещество (металлоорганические соединения натрия, феноляты, фосфаты и сульфаты кальция и магния), которое добавляется к топливу или масло, для поддержания чистоты деталей двигателя.
  • Детонация
    Детонация
    — режим работы двигателя, при котором процесс сгорания топлива носит взрывной характер и сопровождается металлическим стуком, повышением температуры головок цилиндра и падением мощности; сильная д. может привести к выходу двигателя из строя.
  • Деэмульгатор
    Деэмульгатор
    — вещества, применяемые для разрушения нефтяных и масляных эмульсий.
  • Дизельные топлива
    Дизельные топлива
    — топлива для двигателей с воспламенением топливно-воздушной смеси от сжатия; д.т. получают смешением прямогонных и гидроочищенных фракций, могут содержать присадки (депрессорные, моющие, повышающие цетановое число, антидымные и др.); д.т. подразделяются на д.т. для быстроходных дизелей и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники и моторные топлива для среднеоборотных и низкооборотных дизелей; в Украине допущены к производству и применению д.т. для быстроходных дизелей: по ГОСТ 305 (Л, З, А), утяжеленного фракционного состава по ТУ 38.601-53-2-93 (УФС, УФСП1, УФСП2) и ТУ 38.001355-86 (УФС, УФСП), с депрессорными присадками - летнее по ТУ 38. 401-58-106-94 и зимнее по ТУ 38.101889-81 (ДЗП).
Ж
  • Жидкостное трение
    Жидкостное трение
    — имеет место между молекулами находящегося в движении газа или жидкости, и выражается как напряжение сдвига.
З
  • Задир
    Задир
    — катастрофический износ, наблюдаемый в двигателях из-за местного сваривания и разрушения мест сварки. Его можно предотвратить использованием противоизносных, противозадирных присадок и модификаторов трения.
  • Зола
    Зола
    — металлсодержащие отложения, образующиеся в камере сгорания и на деталях двигателя в процессе работы при высокой температуре.
И
  • Имитатор холодного пуска (CCS)
    Имитатор холодного пуска (CCS)
    — вискозиметр со средней величиной скорости сдвига, который позволяет предсказать, разовьет ли холодный двигатель пусковые обороты при использовании данного масла.
  • Ингибитор
    Ингибитор
    — присадка, которая улучшает характеристики нефтепродукта, подавляя нежелательные химические реакции, например ингибитор окисления, ингибитор ржавления и т.д.
  • Ингибитор коррозии и ржавления
    Ингибитор коррозии и ржавления
    — присадка (дитиофосфаты цинка, феноляты металлов, сульфонаты щелочных металлов, жирные кислоты и амины), предотвращающая коррозию и ржавление металлических деталей, находящихся в контакте со смазочным материалом.
  • Индекс вязкости
    Индекс вязкости
    — эмпирическое число, которое указывает на степень изменения вязкости масла при изменении температуры. Масла с высоким индексом вязкости проявляют меньшую зависимость вязкости от температуры, чем масла с низким индексом вязкости. Для повышения индекса вязкости проводят глубокую гидроочистку базовых масел или используют вязкостные присадки (маслорастворимые полимеры) или синтетические (полимерные) масла.
  • Индекс стабильности против деструкции
    Индекс стабильности против деструкции
    — мера влияния загущающей присадки на потерю кинематической вязкости масла при его работе в двигателе или при испытании в специальных условиях.
  • Испаряемость
    Испаряемость
    — способность нефтепродуктов переходить из жидкого состояния в газообразное, оценивается по давлению насыщенных паров и фракционному составу. Испаряемость масел и смазок при данной температуре определяют по потере массы образца в течение 1 часа, и выражают в % массовых от взятой навески.
К
  • Кавитация
    Кавитация
    — образование пространства в текущей жидкости в результате помещения неподвижного предмета на ее пути, или в неподвижной жидкости в результате движения в ней предмета, например, за лопастями мешалки или в насосе при неправильной заливке.
  • Каталитический нейтрализатор
    Каталитический нейтрализатор
    — часть автомобильной системы понижения токсичности отработавших газов. Окислительные нейтрализаторы удаляют из отработавших газов углеводороды и окись углерода (СО). Понижающие нейтрализаторы воздействуют на содержание в газах оксидов азота (NOx). В обоих нейтрализаторах используются катализаторы, содержащие благородные металлы (платину, палладий или родий), которые могут подвергаться действию свинца из соединений топлива или масла.
  • Керосин
    Керосин
    — дистиллят средней легкости, получаемый в результате переработки нефти, промежуточный между газойлем и газообразными топливами; используется для освещения и обогрева, а также для производства топлива для реактивных и турбореактивных самолетных двигателей.
  • Кинематическая вязкость
    Кинематическая вязкость
    — показывает зависимость между динамической вязкостью и плотностью жидкости. Это - основной показатель смазочных масел. Ее определяют в капиллярных вискозиметрах путем измерения времени протекания известного объема жидкости через небольшое калиброванное отверстие при заданной температуре. Кинематическую вязкость обозначают в мм2/сек или сантистоксах (сСт).
  • Кислородосодержащее топливо
    Кислородосодержащее топливо
    — топливо для двигателей внутреннего сгорания, которое содержит в молекуле кислород, т.е. спирты, простые и сложные эфиры. Термин также относится к смесям бензина с кислородсодержащими продуктами, т.е. к газоходу, который содержит 10% по объему безводного этанола в неэтилированном бензине.Кислородсодержащие продукты - кислородсодержащие беззольные органические соединения, такие как спирты и эфиры, которые могут использоваться как топливо или как заменители топлива.
  • Кислотное число
    Кислотное число
    — число, соответствующее количеству КОН, необходимого для нейтрализации всех типов кислот в нефтяном продукте.
  • Коксовый остаток
    Коксовый остаток
    — коксоподобное вещество, остающееся после выдержки масла при высокой температуре в контролируемых условиях.
  • Коллоидная стабильность
    Коллоидная стабильность
    — способность смазки не выделять масло из своего состава.
  • Кольца
    Кольца
    — кольцевой металлический элемент, который устанавливается в канавку поршня и обеспечивает уплотнение газов в процессе сгорания. Служит также для распределения масла по цилиндру.
  • Консервационная смазка
    Консервационная смазка
    — соединение для покрытия металлических поверхностей пленкой, которая защищает от ржавления. Обычно используется для предохранения оборудования при его хранении.
  • Коррозионная активность
    Коррозионная активность
    — нефтепродукта оценивается по коррозии на поверхности металлического образца после испытаний в этом нефтепродукте. Коррозия медных образцов оценивается изменением цвета, чугунных и стальных образцов - количеством очагов коррозии (пятен, точек и потускнения), а свинцовых образцов - потерей их веса.
  • Коррозия на медной пластинке
    Коррозия на медной пластинке
    — качественная оценка склонности нефтепродукта вызывать коррозию чистой меди.
  • Крекинг
    Крекинг
    — процесс, при котором молекулы углеводорода с тяжелым молекулярным весом распадаются на более легкие.
М
  • Модификатор вязкости
    Модификатор вязкости
    — присадка к смазочным маслам, обычно представляющая собой высокомолекулярный полимер (полимеры и сополимеры олефинов, метакрилатов, диенов или алкилированных стиролов), которая снижает тенденцию к изменению вязкости масла с изменением температуры.
Н
  • Нафтеновое базовое масло
    Нафтеновое базовое масло
    — тип углеводородной жидкости, выработанной из нафтеновой нефти, содержащей высокий процент циклических метиленовых углеводородов.
  • Нерастворимые загрязнения
    Нерастворимые загрязнения
    — загрязнения, накапливающиеся в работавших маслах из-за попадания пыли, грязи, частиц износа и/или продуктов окисления. Часто определяются как нерастворимые в пентане или бензоле, что отражает характер этих нерастворимых продуктов.
  • Нефтепереработка
    Нефтепереработка
    — серия процессов, предназначенных для превращения сырой нефти и ее фракций в целевые нефтепродукты, включающая термический крекинг, каталитический крекинг, полимеризацию, алкилирование, реформинг, гидрокрекинг, гидроформинг, гидрогенизацию, гидрообработку, гидрофайнинг, экстракцию растворителями, депарафинизацию, обезмасливание, кислотную обработку, фильтрацию с отбеливающей землей и деасфальтизацию.
  • Нефтехимический продукт
    Нефтехимический продукт
    — промежуточный химический продукт, получаемый из нефти, жидких углеводородов или природного газа.
  • Нефть
    Нефть
    — смесь жидких углеводородов различного молекулярного веса.
О
  • Окисление
    Окисление
    — имеет место, когда кислород воздействует на нефтепродукты. Процесс ускоряется нагревом, светом, металлическими катализаторами и присутствием воды, кислот или твердых загрязнений и ведет к повышению вязкости и образованию отложений.
  • Октановое число
    Октановое число
    — условный показатель, характеризующий стойкость бензинов к детонации и численно соответствующий детонационной стойкости модельной смеси изооктана и н-гептана. Измеряется путем испытания в стандартном одноцилиндровом двигателе с переменной степенью сжатия, путем сравнения с первичным эталонным топливом. В мягких условиях определяется октановое число по исследовательскому методу, а в жестких условиях октановое число по моторному методу.
  • Основания
    Основания
    — соединения, которые взаимодействуют с кислотами с образованием солей и воды. Щелочи представляют собой водо-растворимые основания, используемые при очистке нефтепродуктов для удаления кислых примесей. Маслорастворимые основания включают в присадки к маслам для нейтрализации кислот, образующихся при сгорании топлива или окислении масла.
  • Отложения в двигателе
    Отложения в двигателе
    — накопление шлама, лаковых отложений и углеродистых остатков из-за прорыва в картер не сгоревшего или частично сгоревшего топлива или из-за частичного разложения картерного масла. В образовании этих отложений участвует также вода, конденсирующаяся из продуктов сгорания, частицы углерода, продукты разложения топлива или присадок смазочного масла, пыль и металлические частицы.
П
  • Пенетрация
    Пенетрация
    — глубина погружения в перемешанную в специальной мешалке смазку конуса стандартных размеров и массы в течении 5 с при определенной температуре (стандартные условия 25°С). Выражается в десятых долях миллиметра. Показатель консистенции (густоты) смазок.
  • Плотность
    Плотность
    — это масса нефтепродукта в единице объема. Она определяется с помощью ареометров, пикнометров и весов.
  • Полирование цилиндра
    Полирование цилиндра
    — чрезмерное сглаживание следов поверхностной обработки цилиндра или гильзы цилиндра в двигателях до зеркального блеска, ведущее к ухудшению уплотняющей способности колец и повышению расхода масла.
  • Потеря вязкости
    Потеря вязкости
    — разница между вязкостью свежего масла и того же масла после его работы в двигателе или специального испытания на деструкцию полимера.
  • Преждевременное воспламенение
    Преждевременное воспламенение
    — воспламенение топливовоздушной смеси в бензиновом двигателе до возникновения искры на свече. Часто вызывается образовавшимися из топлива или масла отложениями в камере сгорания, понижает мощность и может привести к аварии двигателя.
  • Пригорание кольца
    Пригорание кольца
    — прихватывание поршневого кольца в его канавке в поршневом двигателе или поршневом компрессоре из-за больших отложений в зоне поршневых колец.
  • Принудительная вентиляция картера (PCV)
    Принудительная вентиляция картера (PCV)
    — система удаления прорвавшихся газов из картера и возврата их через карбюратор и всасывающий коллектор в камеру сгорания, где рециркулируемые углеводороды сгорают. Специальный клапан управляет потоком газов из картера, чтобы снизить выброс углеводородов.
  • Присадки
    Присадки
    — вещества, добавляемые в базовый продукт для изменения его свойств, характеристик или показателей качества.
  • Прокачиваемость
    Прокачиваемость
    — вязкостная характеристика масла при низкой температуре и низкой скорости и напряжении сдвига, характеризующая способность масла поступать в насос и подаваться насосом для смазывания движущихся деталей.
  • Противоизносные агенты
    Противоизносные агенты
    — присадки или продукты их реакций, которые образуют тонкую, прочную пленку на высоконагруженных деталях, предотвращающую непосредственный контакт металлических поверхностей.
  • Противопенный агент
    Противопенный агент
    — присадка, используемая для подавления пенообразования в нефтепродуктах в условиях их применения. Она может представлять собой силиконовую жидкость, разрушающую пузырьки на поверхности, или полимер, который уменьшает число мелких пузырьков в самом нефтепродукте.
Р
  • Разжижение моторного масла
    Разжижение моторного масла
    — загрязнение картерного масла несгоревшим топливом, ведущее к понижению вязкости и температуры вспышки. Может указывать на износ или нарушение регулировки устройств топливной системы.
  • Регенерация
    Регенерация
    — процесс переработки отработанного смазочного масла и восстановления его до состояния, близкого к свежему, путем фильтрации, адсорбции отбеливающей землей или более сложными методами.
С
  • Синтетическое масло
    Синтетическое масло
    — смазочные жидкости, чаще всего эфиры или полиальфаолефины, полученные синтезом из химических реагентов, а не очисткой нефти. Синтез с использованием определенных химических соединений позволяет получать продукты с заданными свойствами.
  • Смазывание
    Смазывание
    — управление трением и износом путем введения снижающей трение пленки между находящимися в контакте движущимися поверхностями. Пленка может представлять собой жидкость, твердое или пластичное вещество.
  • Содержание воды
    Содержание воды
    — определяется путем нагревания пробы нефтепродукта с обезвоженным бензином в дистилляционном аппарате Дина-Старка, снабженном холодильником и градуированным приемником. Конденсированные растворитель и вода непрерывно разделяются в приемнике. Вода остается в градуированной части ловушки, а бензин возвращается в дистилляционный сосуд. Норма содержания воды - "следы" означает не более 0,03% воды по массе.
  • Содержание механических примесей
    Содержание механических примесей
    — определяют путем фильтрования 100 г нефтепродукта, разбавленного в бензине, через высушенный и взвешенный бумажный фильтр. Осадок на фильтре промывают бензином или спиртотолуольной смесью. Затем фильтр опять высушивают и взвешивают.
  • Степень сжатия
    Степень сжатия
    — в двигателях внутреннего сгорания отношение объемов над поршнем при его положении в нижней и в верхней мертвых точках.
Т
  • Температура вспышки
    Температура вспышки
    — минимальная температура, при которой жидкость поддерживает мгновенное сгорание (вспышка), но меньшая той, при которой наблюдается продолжительное горение (температура воспламенения). Температура вспышки является важным показателем пожаро- и взрывоопасности, связанной с нефтепродуктами.
  • Температура застывания
    Температура застывания
    — показатель способности масла или дистиллятного топлива оставаться текучим при низких температурах. Это наименьшая температура, при которой жидкость остается текучей после охлаждения в определенных условиях.
  • Температура каплепадения
    Температура каплепадения
    — показатель способности масла или дистиллятного топлива оставаться текучим при низких температурах. Это наименьшая температура, при которой жидкость остается текучей после охлаждения в определенных условиях.
  • Температура помутнения
    Температура помутнения
    — температура, при которой в охлаждаемом в стандартных условиях масле или дистиллятном топливе появляется облако кристаллов парафина. Характеризует тенденцию вещества забивать фильтры или небольшие отверстия в холодную погоду.
  • Трение
    Трение
    — сопротивление перемещению одного предмета по другому. Трение зависит от гладкости контактирующих поверхностей, а также от силы, с которой они прижимаются друг к другу.
  • Трибологические характеристики
    Трибологические характеристики
    — показывают возможность масел улучшать работоспособность трущихся поверхностей путем максимального уменьшения износа и трения. Они оцениваются показателем износа, антифрикционными и противозадирными свойствами. Для лабораторной оценки противоизносных и антифрикционных свойств наиболее широко применяют четырехшариковую машину трения ЧШМ и вибротрибометр "Optimol SRV" с возвратно-поступательным движением пары трения "шар-плоскость". Смазочные свойства масел позволяют судить об их способности предотвращать любой вид удаления материала с контактирующих поверхностей (нормальный износ, схватывание, задир, выкрошивание и др.).
  • Трибология
    Трибология
    — наука о взаимодействии движущихся друг относительно друга поверхностей, включающая изучение смазки, трения и износа.
Ф
  • Фракционный состав
    Фракционный состав
    — количественное содержание фракции, выкипающих в определенных температурных пределах, остаток и потери при перегонке в заданных условиях.
Ш
  • Шлам
    Шлам
    — толстый, темный осадок, по консистенции подобный майонезу, который накапливается на неподвижных внутренних поверхностях двигателя. Обычно легко удаляется, если не превратился под действием нагрева в углеродистые отложения. Его образование связывают с перегрузкой масла нерастворимыми загрязнениями.
Щ
  • Щелочное число
    Щелочное число
    — количество кислоты (перхлорной или соляной), необходимое для нейтрализации всех компонентов основности масла, выраженное в эквивалентах КОН.
Э
  • Эмульгатор
    Эмульгатор
    — присадка, способствующая образованию стабильной смеси или эмульсии масла и воды.